БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ ДЕЛИТСЯ ПЕРЕДОВЫМ ОПЫТОМ ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Откуда взять таланты, как их подготовить, как обеспечить специалистов достойной и интересной работой? Этим и другим темам была посвящена стратегическая сессия «Новая инженерная элита — фундамента индустрии». Речь шла о том, что новые задачи, которые сегодня стоят перед экономикой, могут решать только высококлассные специалисты. Сегодня разработка и внедрение новых технологий тормозится из-за их нехватки. Руководители всех уровней выразили мнение о том, что сегодня некому проектировать технологические процессы. На сессии обсуждали, как выявить их на ранних этапах обучения, как обеспечить им качественное образование в школе и вузе, и что необходимо сделать, чтобы будущие талантливые инженеры остались в регионе. Речь, в частности шла о проекте создания центра технического образования, как он реализуется на территории Брянской области.

В своем выступлении заместитель председателя Брянской областной Думы Анатолий Бугаев, поблагодарил коллег, с которыми разрабатывалась подпрограмма по центру техобразования.

— Это коллективный труд и мне приятно, что сегодня 2500 тысячи учеников обучаются на 11 площадках региона, — сказал Анатолий Бугаев. Проекты рождаются с учетом познания и умения собрать возле себя хороших людей умных и целеустремленных

Анатолий Бугаев поблагодарил руководителей предприятий, которые откликнулись на софинансирование, на покупку оборудования для ЦТО и его дальнейшее сопровождение, и сообщил о том, что в Брянской области будет создан детский кванториум, на эти цели будет выделено 72 миллиона с учетом софинансирования из областной казны.

— Говорить о подготовке кадров — самая первая задача государственной политики РФ и региона,- подчеркнул Анатолий Бугаев. — Что мы будем представлять в новой программе, которая должна начать работу в 2019 — 2020 годах? Перво-наперво оттолкнемся от нацпроектов. На реализацию 12 нацпроектов будет направлено 28 триллионов рублей, это практически два бюджета РФ. Ключевую роль станут занимать национальные проекты «Образование», «Здравоохранение». Надеюсь, что будет поддержана во всех отношениях и промышленность. Следовательно, без кадров реализовать эти нацпроекты невозможно. Когда сегодня говорят об цифровой экономике, я уверен, если мы саму систему образования не поставим на целенаправленные рельсы, не подготовим тех инженеров-технологов, конструкторов, нам будет крайне тяжело будет достигать той производительности труда, о которой говорят сегодня буквально все. Я глубоко убежден, что ученики 10 и 11 классов уже должны защищать свои проекты в лабораторных условиях, не только сидя за партой. Проектирование должно нести ведущую роль сегодня в образовании именно в этом возрасте. Если мы говорим о производстве сегодня, то уровень производства и уровень подготовки без практики невозможны. Нельзя и без исследовательско-научной деятельности.

С какими сложностями сталкивались при создании проекта центра техобразования рассказала директор департамента образования и науки Брянской области Татьяна Кулешова. Но самое главное, по мнению директора, обучать детей должны профессионалы. Знания, которые дают брянские преподаватели — хорошие и качественные. А чтобы получить их, не нужно уезжать ни в Москву, ни в Санкт-Петербург. По инициативе Губернатора Брянской области Александра Богомаза на реализацию проекта создания ЦТО из облбюджета были выделены 15 млн рублей. В оснащении центра современным оборудованием внесли свою лепту и работодатели. В переобучении педагогов помогли Брянский институт повышения квалификации работников образования и Брянский технический университет, который взял на себя сложную задачу переподготовки педагогов. В области сначала было создано пять центров, на следующий год — семь, сейчас их 11. В будущем их станет еще больше.

Центр технического образования работает в Брянской области два года, в нем обучается большое количество людей. Ректор Брянского института повышения квалификации работников образования Иван Пихенько напомнил, что сначала для обучения в ЦТО было отобрано полтора тысячи учащихся, хотя желающих было около трех тысяч, но не все прошли тестирование. Сегодня в центре обучается более 2,5 тысяч учеников. Это говорит о том, что у учащихся появилось желание прийти в центр и возможно, изучая там физику математику, они будут выбирать на итоговой аттестации эти предметы.

— Учащиеся раньше ходили на экскурсии только на местные предприятия, а теперь за счет облбюджета, к примеру, из Новозыбкова едут в Брянск, а из Брянска на вагоностроительный завод в Новозыбков, — рассказал Иван Пихенько. — У себя в правилах наши вузы внесли дополнительные балы для тех выпускников центра техобразования, тех, кто успешно прошел полный курс обучения. В итоге каждый второй выпускник центра выбрал наш брянский вуз.

Брянская область, как отметила Татьяна Кулешова, делится своим опытом создания Центров технического образования и опытом работы центров с другими регионами Центральной России.

Участники форума пришли к выводу, что переход на новые технологии требует вовлечения в производство элиту инженерной профессии, людей, способных творить, используя глубокие фундаментальные познания. Сегодня на территории региона создана и расширяется сеть центров технического образования. Это уникальный проект дополнительной подготовки учеников средней школы по главным инженерным предметам — физике, математике и информатики. В заключение работы участники секции вынесли предложения признать подготовку высококлассных талантливых инженеров важнейшей задачей региона. Было решено рассмотреть варианты дальнейшего развития ЦТО в области, разработать мероприятия по повышению статуса педагогов, в том числе по техническим специальностям, вузам рекомендовано расширить практику вовлечения студентов в научно-техническое творчество и координировать научные разработки студентов с потребностями передовых предприятий. В будущем планируется разработать план мероприятий по повышению престижа инженерных профессий.

#СМЭФ

ОРГАНИЗАТОР

При содействии